"Граждане СССР имеют право на отдых". Эта цитата советской конституции долгие годы украшала фасад Алуштинской ротонды на набережной, ставшей символом города той эпохи. Но прежде чем реализовать это право, еще многое предстояло сделать. Оккупация закончилась, настало время "собирать камни" и в переносном, и в буквальном смысле. Во время отступления и боев за город было сожжено и разрушено 18 здравниц. Из 168 домов курортного фонда Алуштинского района в руинах лежало 134. Лежали в руинах здания райкома партии, райисполкома, горсовета, госбанка, кинотеатра, Дома культуры имени Чкалова, средней школы, городской водолечебницы, дома связи, музея-заповедника, был уничтожен и разграблен краеведческий музей со всеми экспонатами. Немцы разорили дом писателя Сергеева-Ценского и библиотеку Дома отдыха. Существенны были и потери среди мирного населения: за время оккупации фашисты расстреляли 500 алуштинцев, а более 200 горожан насильственно отправили на работы в Германию. Не суждено было вернуться в родные края и военному летчику Николаю Саранчеву. В январе 1944 г., проводя испытания новой боевой машины, летчик-испытатель Саранчев трагически погиб. На командный пункт пилот не успел передать ни слова: его боевая машина, не выйдя из пике, врезалась в землю. Трагедия советских граждан не ограничилась германским террором. Вскоре после вступления войск Красной Армии репрессиям подверглось крымскотатарское население полуострова. 18 мая 1944 г. черной страницей осталось в памяти крымских татар, болгар, греков. Целый народ, включая женщин, стариков и детей, был обвинен в измене Родине и пособничестве фашистам. Под охраной вездесущих войск НКВД товарные вагоны, до предела набитые людьми, двинулись на восток, в изгнание. Целый пласт культуры, связывающей воедино прошлое и настоящее Крыма, был вычеркнут из истории, объявлен бесполезным и чуждым. Проявленная жестокость не может быть оправдана никакими "геополитическими мотивами", к тому же многие крымские татары, как и весь советский народ, геройски боролись с фашизмом на полях Великой Отечественной, отстаивая общую Родину. Еще в 1939 г. из Алушты был призван А. Тейфук. Освобождая Украину, в 1943 г. славный сын крымскотатарского народа артиллерист Абдуль Тейфук за форсирование Днепра был удостоен звания Героя Советского Союза. Он не дожил до трагедии своего народа, ныне прах героя покоится на Холме Славы во Львове. Несмотря на перенесенные страдания и боль утрат, жизнь понемногу входила в мирное русло. Уже в 1944/1945 гг. вновь открылась средняя школа, Детский дом принимал ребят, потерявших родителей. Научная конференция по изучению производительных сил Алуштинского района, прошедшая в 1948 г. в Алуште, положила начало множеству нововведений в отстраивающееся хозяйство города. В сельском хозяйстве впоследствии начинают осваивать новые культуры. Появляются посадки лавра благородного, по качеству превосходящего лучшие кавказские сорта. Осваиваются цитрусовые, вырастают рощи сладкого и горького миндаля. Возрождаются виноградники и сады. Растут плантации табака и эфироносов: розы, лаванды, шалфея, ладанника. Возвращаются к своим мирным обязанностям бывшие фронтовики и партизаны. К мирному труду вернулся в качестве директора совхоза "Алушта" С.Е. Иванов, к ордену Боевого Красного Знамени которого добавились вскоре еще две награды - ордена Трудового Красного Знамени. Восстанавливались лежавшие в развалинах здания санаторно-курортных учреждений. Уже к лету 1946 г. курортный сезон открыли 7 санаториев и Домов отдыха. К 1950 г. начали работу санатории "Красное Криворожье", "Метро", Имени 9-го Мая, "Кучук-Ламбат", два новых корпуса санатория "Рабочий уголок", Дома отдыха "Пищепром" и Московской Академии бронетанковых войск. В 1949 г. на курортах Алушты отдохнуло 15 тыс. советских граждан. Мирная жизнь ставила перед людьми новые задачи. Решать эти задачи брались работники восстановленных и вновь созданных артелей, многие из которых вырастали в предприятия. В прошлом небольшая деревообрабатывающая артель "Лесной труд" в 60-е гг. была преобразована в мебельную фабрику. Производственные мощности объединения артелей "Восток" и им. IX съезда ВЛКСМ в 50-е гг. возросли настолько, что были преобразованы в крупный комбинат бытового обслуживания с разветвленной системой филиалов и отделений. На окраине Алушты за границей курортной зоны в урочище Поповская Балка появилась целая улица, застроенная зданиями более 10 предприятий и промышленных баз. В 1951 г. начались работы по реконструкции городской набережной. Фонтан "Мальчик с рыбой", красивая лестница, ведущая наверх к Генуэзской башне, и ставшая сегодня символом современной Алушты белая полуротонда появились благодаря стараниям секретаря райисполкома Н. Великановой и поддержавшим ее алуштинцам. Прекрасные аллеи, скверы и парки, заложенные в те годы, и сегодня дают благословенную тень и радуют взоры. Энтузиазм, с которым алуштинцы трудились, их страстное увлечение всеми формами мирного досуга поражают и сегодня. В 1953 г. создается литературное объединение молодых писателей и поэтов Алушты, созданные драматические коллективы (в том числе и украинский) становятся центром притяжения творческой молодежи. Первые места в Симферополе, Киеве присуждаются танцевальным коллективам города. В 1954 г. в Алуште запущена в эксплуатацию первая на Южном берегу Крыма солнечная установка, сконструированная инженером Е. Ефимовым, которая обеспечивала горячей водой рабочих и служащих предприятий города, а в 1958 г. в Алуште выстроен лучший на Южном берегу пассажирский причал и построен портпункт. На набережной зажглись стеклянные шары новых фонарей, мерцали экран летнего кинотетра "Чайка" и огни всеми любимого ресторана "Поплавок". Радости мирной жизни сосуществовали с желанием почтить память тех, кому не пришлось испытать чувства Победы. В память о летчике Н.Г. Саранчеве на улице, названной именем героя, возведена стела из диорита, увенчанная фигурой взлетающего самолета. Бывшая Генуэзская улица на Крепостной горке переименована в честь дня освобождения Алушты в улицу 15 Апреля. В 1962 г. в городе создан музей С.М. Сергеева-Ценского. Вскоре после того как Алушта стала городом областного подчинения, в парке пансионата "Слава" в 1966 г. был открыт памятник писателю, созданный по проекту народного художника СССР, академика М.В. Томского. В середине 60-х, по заказу объединенного института ядерных исследований, начато строительство пансионата "Дубна" для ученых-физиков 12 стран. В недавно построенном здании горкома партии в 1966 г. вновь открывается общественный музей, который в 1971 г. переезжает в отдельное здание по ул.Ленина, 8 и становится Алуштинским филиалом Крымского республиканского краеведческого музея. Сегодня в коллекции музея тысячи экспонатов, в том числе интереснейшие археологические коллекции подводных исследований у мыса Плака, из раскопок крепостей Алустон и Фуна, поселения Партенит, лучистовского и чатырдагского некрополей. Как и в прежние времена, одной из проблем развития Алуштинского курорта оставалась удаленность приморского города от областного центра, от железнодорожных и транспортных магистралей. Хотя транспорт по горному шоссе ходил регулярно, он не справлялся со все возрастающим потоком отдыхающих, стремившихся в летние месяцы попасть на пляжи Южного берега. К тому же многие курортники (а среди них было много и таких, кто не отличался крепким здоровьем) плохо переносили старую, крутую и извилистую дорогу, с множеством поворотов и спусков, которые приходилось преодолевать, путешествуя в Алушту и Ялту. Необходимо было реконструировать дорогу, соединив Симферополь и Алушту самым удобным и комфортабельным по тем временам видом транспорта - троллейбусом. Строительство самой протяженной в мире троллейбусной линии началось в 1959 г. Преимущества троллейбуса были очевидны: регулярное движение страховало от заминок и неудобств в пути, живительный горный воздух не отравлялся отработанными газами и парами бензина. Уже в первый год строительства было выделено 118 миллионов рублей на устройство линии и 28 миллионов рублей - на расширение и спрямление дороги, сумма, согласитесь, грандиозная. Стройка стала поистине народной. Сотрудники коллектива треста "Ялтастрой", на которых легла задача изготовления сборных бетонных опор для линии, трудились над проектом вместе с инженерами Киева, Харькова, Днепропетровска. Не забывая, что строительство ведется в сейсмоопасной зоне, строители применили новые передовые технологии, позволившие в сжатые сроки и более экономно спроектировать и соорудить троллейбусную линию. С тех пор минуло почти полстолетия, но и теперь ни с чем не сравнимый мягкий гул троллейбуса приветно отражается на склонах горных отрогов. За эти годы сменилось не одно поколение водителей, но до сих пор на трассе исправно служат сохранившиеся с тех времен "троллейбусы-ветераны", уносящие гостей от городской суеты в сказочный мир южнобережья. к началу страницы